Музыкотерапия: основы, методы, упражнения для детей и взрослых

Одышка

Из истории

V в. до н. э. Древнегреческий философ и математик Пифагор был первым, кто заметил исцеляющую силу ритмов и песен. Он писал о том, что они лечат человеческие нравы, успокаивают страсти, восстанавливают гармонию душевных сил.

XII в. Армянский врачеватель М. Гераци уже более профессионально описал влияние музыки на настроение и состояние человека и предложил использовать её для облегчения страданий душевнобольных.

XIX в. Французский психиатр Ж.-Э. Д. Эскироль — первый практик-музыкотерапевт. Именно он не только предложил, но и сам начал включать музыку в клиниках для душевнобольных как часть общей терапии.

1918 г. Студентам Колумбийского университета стали преподавать курс «Музыкотерапии». Были разработаны академические программы для обучения специалистов в данной области.

Музыкотерапия: основы, методы, упражнения для детей и взрослых

1930-е гг. В Германии стали использовать музыку как вспомогательное средство в терапии язвы желудка, в Швейцарии — туберкулёза, в Австрии — как обезболивающее при родах, хирургических операциях, в стоматологии.

1975 г. В Англии открыли первый Центр музыкотерапии.

XXI в. Появление популярных музыко-психотерапевтических центров в Европе: Австрийское общество по использованию музыкальной терапии, Швейцарский форум музыкотерапии, Немецкое активное сообщество музыкотерапевтов.

2010 г. Профессор Клюев утвердил статус музыкотерапии как терапевтический и воспитательно-педагогический метод.

О целительных свойствах мелодичного звучания знал ещё Пифагор. Древнегреческий учёный широко использовал для терапии и коррекции разных проявлений лиру и флейту. Со своими соратниками философ практиковал групповые сеансы музыкальной терапии, а также при необходимости проводил «настройку», «прикосновение» и «музыкальное сочетание».

Музыкальные инструменты и их влияние на организм

Ветхий Завет содержит свидетельства о том, что занемогшего Царя Давида удалось вылечить игрой на арфе. Древнеегипетские жрецы применяли мелодии при лечении бесплодных людей, а хоровым пением избавляли от бессонницы.

Традиционное шаманское горловое пение – это сакральный метод глубинной психотерапии. Практика очищает сознание, настраивает на положительное мышление, гармонизирует работу всех систем и органов тела.

Российские медики и учёные также интересовались музыкотерапией: на стыке 19-20 веков В.М. Бехтерев и И.М. Сеченов писали о благотворном воздействии мелодий на функционирование центральной нервной системы, органов дыхания и кровообращения. Московский музыкальный терапевт Валентин Петрушин (действующий Президент Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов) разработал собственную методику музыкально-рациональной психотерапии, объединив опыт древних и современные представления. Профессор придумал новый жанр – лекцию-концерт: в ходе интерактивного мероприятия посетители слушают музыку, медитируют и танцуют.

Определение

Музыкотерапия — это одно из направлений арт-терапии, использующее музыку как лечебное средство. Она активно применяется:

  • в психологии — как способ воздействия на структурные компоненты человеческой психики (в частности, на память и мышление);
  • в психотерапии — как вспомогательный инструмент в лечении и реабилитации при психических расстройствах и заболеваниях;
  • в медицине — как дополнительное средство в общей терапии некоторых соматических заболеваний: при гипертонии, туберкулёзе, тахикардии и др.

Исходя из такой многофункциональности, специалисты в этой сфере по-разному определяют, что такое музыкотерапия. Для одних это самостоятельное направление психотерапии со своими методами и техниками работы с пациентами. Для других — всего лишь вспомогательный инструмент для более серьёзных и научно обоснованных практик. В связи с этим в источниках можно встретить сразу несколько определений данного понятия:

  • целенаправленное использование мелодий в лечении соматических и психических болезней;
  • системное использование музыки для коррекции физиологических и психосоциальных аспектов различных расстройств личности;
  • средство для оптимизации творческих сил, поднятия настроения, восстановления душевного равновесия;
  • одна из методик в работе с детьми в педагогике.

Несмотря на такое разногласие, всё большее количество специалистов склоняются к тому, что музыкотерапия — универсальная воспитательная система, самостоятельное направление в психологии и психотерапии, тесно связанное с нейрофизиологией, рефлексологией, музыковедением.

Основная цель, которую преследует терапия музыкой, — улучшение физического и психического состояния, оптимизация личностного развития в сложных условиях современной жизни.

Чем отличается музыкотерапия от музыкальной психологии? Первая имеет практическое применение и используется в качестве лечебного средства от различного рода заболеваний. Вторая занимается преимущественно теорией, изучая:

  • психологические аспекты музыкального языка;
  • психологическое восприятие музыки;
  • её воздействие на психику.

На самом деле эти два понятия тесно связаны между собой. Музыкотерапия часто основывается на тех изысканиях, которые принадлежат музыкальной психологии.

Что такое музыкотерапия?

Музыкотерапия – это «лечение музыкой» . В качестве исцеляющего интегративного метода используется в психологии и психотерапии, а также – в педагогических и воспитательных программах. Это один из ведущих методов Арт-терапии. Гармоничное и универсальное влияние мелодий применяется при налаживании процесса личностного развития. Музыка избавляет от стресса, возбуждает творческие способности и даже облегчает физическое состояние.

Взаимодействие человека и музыки возможно благодаря одинаковой (волновой) природе субъекта и объекта. Человек «резонирует» со звучанием внешней среды, и от того, каким будет этот звук, зависит состояние – как тела, так и души. У каждого человеческого органа имеется собственный ритм и частота вибраций.

muzikalnaya-terapiya

Пение под музыку в группе

Благоприятное (как и разрушительное) влияние музыки – это следствие реакции организма на внешний раздражающий фактор (в данном случае – звук или мелодию). Центральная нервная система и мышечный каркас тела реагируют на ритм, появляется физиологический ответ.

Музыкотерапия: основы, методы, упражнения для детей и взрослых

Учёным и целителям известны методы работы с отдельными органами и системами – с помощью грамотно подобранного музыкального «лекарства» целевой орган получает нужные вибрации и приходит в гармоничное состояние, а это путь к выздоровлению на уровне физики. Отмечается также лечебный эффект от конкретных музыкальных инструментов: например, самая крупная стационарная установка – орган – оказывает системное воздействие на организм, повышая вибрации человека.

Печень хорошо отзывается на звучание кларнета, а саксофон поможет при заболеваниях мочеполовой системы. Струнные инструменты буквально затрагивают «струны души» — и это не красивая аллегория: скрипкой лечат заболевания сердечно-сосудистой системы.

Рецептивная

Основное отличие такой формы музыкального лечения – пассивный (принимающий) характер. Пациенту ничего не нужно предпринимать в ходе терапии, просто слушать предложенные мелодии или звуки. Психотерапевт, применяющий метод арт-терапии, подкрепляет процесс лечения беседой с клиентом. Общение может проходить на фоне музыкального сопровождения.

Иногда разговор предваряет прослушивание, и пациент получает какое-либо дополнительное задание. Чаще всего предлагается погружение в собственные переживания и ощущения. После сеанса музыкотерапии арт-терапевт предлагает обсудить впечатления от музыки, увиденные визуальные образы, возникшие чувства и эмоции.

Рецептивная музыкотерапия бывает:

  • коммуникативной (при совместном прослушивании);
  • реактивной (очищающей);
  • регулятивной (расслабляющей и гармонизирующей).

По количеству слушателей методика классифицируется как групповая и индивидуальная. Формат терапии может включать прослушивание записей и живого исполнения.

terapiya-muzikoy

Музыкотерапия для пожилых. Женщина слушает музыку

Иногда возникают сомнения в необходимости такого лечения. Казалось бы, зачем нужен «врач», если музыку можно слушать где угодно самостоятельно? Тонкость в том, что музыкальный терапевт знаком с психофизиологией, психологией, вибрационной теорией и многими другими дисциплинами. Во время сеанса специалист определяет проблему и подбирает музыку для терапии с учётом многих значимых факторов.

Активная

Это уже полноценное включение в процесс. Во время сеанса активной музыкотерапии человек самостоятельно творит свою мелодию: играет на каком-либо музыкальном инструменте или поёт. Процесс носит ярко-выраженную коррекционную направленность. Клиент музыкального терапевта воспроизводит заданное произведение или фантазирует. Приветствуется импровизация с использованием музыкальных инструментов или голоса.

Формат может быть также групповым (хоровое исполнение или пение) и индивидуальным (вокал, горловое пение, игра на инструментах).

Музыкальный арт-терапевт располагает набором простых музыкальных инструментов, которые используются при активных формах терапии: барабан, колокольчики, маракасы, цимбалы, дудочки. Во время сеанса музыкотерапии каждый из участников выбирает свой вариант и с помощью звуков выражает свою позицию в диалоге, состояние или отношение к ситуации.

При хоровом пении улучшается эмоциональное состояние участников, налаживаются взаимоотношения в коллективе, возникает сплочённость группы. Такой метод избавляет людей от комплексов и скованности. Ценность методики заключается в сочетании музыкальной составляющей с телесной ориентированностью (при пении работает гортань, шейная мускулатура, лёгкие, диафрагма) и коллективным духом. Как правило, терапевт поёт вместе с хором. Репертуар подбирается из жизнеутверждающих и оптимистичных произведений с глубоким смыслом.

Интеграционная

Комплексный арт-терапевтический инструмент, сочетающий музыкальное сопровождение с наглядно-образным восприятием. В этом случае под музыку совершаются дополнительные творческие действия: рисование, игра, пантомима, пластическая драма. Как вариант, пациенты «творят» после прослушивания произведения, выражая впечатление и состояние через поэзию, изобразительное искусство, писательство.

По форме может быть пассивной (рецептивной), когда пациент под музыку наблюдает определённый визуальный ряд (сменяющиеся картинки, слайды, видеозапись). Активный формат предполагает творчество под музыку или после прослушивания произведения.

С появлением современной техники и различных устройств слушать музыку можно в любое время и в любом месте. Пространство изобилует предложениями, при этом, как и в случае с книгами, не все произведения «одинаково полезны». Музыкальный фон можно и нужно сортировать, поскольку воздействие на психику и физиологию огромно, даже если человек того не осознаёт.

Когда лучше проводить сеансы? Заряжайтесь приятными и целебными мелодиями сразу после пробуждения, перед сном настраивайтесь с помощью расслабляющей нежной музыки на крепкий здоровый сон. Общее время прослушивания – 15-30 минут.

Музыкотерапия: основы, методы, упражнения для детей и взрослых

Можно ли чем-то заниматься во время музыкальной терапии? Если есть возможность, просто расслабьтесь, отпустите мысли и созерцайте прекрасное – посмотрите на пейзажи или полистайте альбом с любимыми фотографиями. Впрочем, можно сопровождать музыкой привычные бытовые дела: расстилание или застилание постели, уборку квартиры, полив растений.

При работе с детьми (особенно с нарушениями физического и психического развития) музыкальная терапия оказывает сильное благотворное воздействие и существенно корректирует состояние. Используется для профилактики и психологической коррекции личностного развития. Музыкой лечат психосоматические расстройства, психоэмоциональные отклонения, устраняют сложности в социально-адаптивных процессах. Это прекрасный инструмент творческой стимуляции, повышения уровня художественно-эстетических потребностей.

Во время сеанса музыкальный терапевт работает с состоянием ребёнка, добиваясь появления положительных чувств и эмоций: удовольствия, интереса, радости от процесса творчества и самовыражения. Особенно хороши в этих случаях активные формы терапии: вокал, хоровое пение и работа с музыкальными инструментами.

Самый плодотворный период для использования музыкотерапии: 5-7 лет. В этом возрасте ребёнок уже способен выразить словами своё состояние и потребности, что способствует диагностике и подбору корректирующих композиций. Используется в групповой и индивидуальной форме.

Детская рецептивная музыкотерапия призвана избавить ребёнка от внутреннего напряжения, вызвать положительные чувства и эмоции, отрегулировать вегетативные процессы. Обычно проводится индивидуально с детским психологом. Частый формат – «музыкальные картинки», «музыкальное моделирование», «живая музыка», «музыкальный сон».

Для работы с детьми арт-терапевты применяют классическую инструментальную музыку и звуки природы.

  • Расслабляющие мелодии: П. И. Чайковский «Баркаролла», «Сентиментальный вальс», «Осенняя песня», Ф. Шопен «Ноктюрн».
  • Коррекция подавленного состояния, угнетённости: Ф. Шуберт «Аве Мария», Л. Бетховен «К радости», Глюк «Мелодия».
  • Для непослушных и агрессивных: «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.
  • Перед сном: негромкие плавные мелодии с отчётливым ритмом.
  • Музыка, вызывающая ощущение бодрости и радостное состояние: Д.Д. Шостакович «Праздничная увертюра», В. Монти «Чардаш», Ф. Лист «Финал венгерских рапсодий».

В ходе исследований о влиянии музыки на человека было выяснено много интересных фактов. Она представляет собой волны определённых частот, которые в комбинации создают мелодии, оказывающие на живые организмы положительное воздействие. Она встроена в физическую систему окружающего мира, работая по законам физики и математики и упорядочивая молекулы и атомы.

Музыкотерапия: основы, методы, упражнения для детей и взрослых

В плане физиологии

  • Активизирует функции жизненно важных систем организма;
  • влияет на ту часть головного мозга, в которой вырабатывается серотонин;
  • замедляет сердцебиение (музыкальные такты синхронизируются с сердечным ритмом, нормализуя его);
  • снижает давление (особенно Кантата №21 Баха);
  • улучшает работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
  • приводит к положительным гормональным изменениям;
  • помогает от бессонницы (Лунная соната Бетховена);
  • снижает количество и интенсивность приступов эпилепсии (эффект Моцарта);
  • обезболивает (Соната для фортепиано №11 ля мажор Моцарта избавляет от мигрени);
  • расслабляет мускулы во время тренировок, способствует поддержанию хорошей физической формы, улучшает показатели силы и выносливости.

На основании данных фактов музыкотерапия на сегодняшний день активно применяется во многих отраслях медицины — кардиологии, перинатологии, хирургии, неврологии, стоматологии.

Научные исследования

Исследования являются неотъемлемым компонентом музыкальной терапии как современной профессии и дисциплины, основанной на фактических данных.

Депрессия часто снижает участие человека в общественной деятельности. Это также влияет на эффективность и выносливость в повседневной работе и может даже привести к большей подверженности болезням. Музыка может считаться новым вариантом лечения расстройств психологического состояния, который еще не полностью раскрыт.

Несмотря на то, что музыкальная терапия используется настолько широко, эффективность её воздействия на психику и физическое здоровье человека постоянно подвергается критике. Кому-то она, действительно, помогает, а для кого-то остаётся не более чем развлекательным моментом. В связи с этим, начиная с XIX века, постоянно проводятся всевозможные исследования для научного обоснования её эффективности.

1899 г. Американский невролог Джеймс Леонард Корнинг стал первым, кто проводил исследования, как музыка влияет на людей, страдающих эпилепсией и депрессией.

Начало XX вв. Бехтерев, Догель, Тарханов публикуют результаты исследований, подтверждающие положительное воздействие музыкальных ритмов на нервную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма.

1913 г. Русский психиатр, невропатолог и физиолог Бехтерев организовал в России «Общество для определения лечебно-воспитательного значения музыки и гигиены».

Вибрации, возникающие при звукоизвлечении из различных инструментов, способны воздействовать на внутренние органы человека (согласно методике доктора медицинских наук, профессора Рушеля Блаво)

XXI в. Проведение исследований в разных направлениях:

  • как на человека влияют мелодии, издаваемые разными музыкальными инструментами;
  • как на людей влияют музыкальные шедевры отдельных авторов, стилей и направлений;
  • как организм реагирует на фольклорные, классические, современные мелодии и ритмы;
  • как музыка влияет на внутриутробное развитие плода.

В результате проводимых исследований были получены научные доказательства о её положительном воздействии на живые организмы, а также психическое и физическое здоровье человека.

Основы музыкотерапии: что и когда слушать

Методы

Музыкотерапия использует не только специфические методы лечебно-воспитательного воздействия, но и заимствованные из других психотерапевтических направлений. В ней нашли отражение техники из:

  • психоанализа;
  • танцевально-двигательной терапии;
  • гештальт-терапии;
  • дыхательных гимнастик;
  • групповых тренингов;
  • йоги;
  • аутогенных занятий;
  • импровизаций.

К специфическим методам относятся следующие формы музыкотерапии:

  • активная — личное участие пациента в создании музыки, исполнении произведений (например, вокалотерапия — пение);
  • пассивная (рецептивная) — стороннее восприятие музыкальных произведений для нормализации эмоционального состояния, релакса;
  • интегративная — переплетение с другими видами искусства: ИЗО, танцы, театр пантомимы, постановка спектаклей, ораторские выступления под музыку;
  • активационная — стимулирующая на совершение какого-то действия (что-то вроде аутотренинга).

Музыкально-терапевтические методы для лечения подбираются индивидуально. Если в медицине используется преимущественно рецептивная форма, то в психотерапии и психологии — активная и интегративная музыкотерапия.

Направления

Известны следующие школы музыкотерапии:

  • Шведская (Понтвик) — понятие психорезонанса, в основе которого лежит способность музыки проникать в глубины человеческого сознания;
  • Американская — разработка каталогов музыкальных шедевров разных направлений в зависимости от их терапевтического эффекта;
  • Немецкая (Швабе, Кениг, Келер) — комплексное применение лечебного воздействия разных видов искусств;
  • Швейцарская — вокало- и флейтотерапия;
  • Русская (Бехтерев, Сеченов, Тарханов, Петрушин) — музыкально-рациональная психотерапия для лечения человека в плане физиологии, психики и когнитивных способностей.

Музыкотерапия: основы, методы, упражнения для детей и взрослых

На сегодняшний день вышеперечисленные школы единогласно признают необходимость использовать интегративную форму музыкотерапии как наиболее эффективную.

Как работает музыкотерапия

В плане физиологии

  • Снижает количество и интенсивность панических атак (вальсы Штрауса и Рубинштейна);
  • помогает справиться с депрессией;
  • уменьшает выраженность клинической симптоматики расстройств личности и поведения;
  • успокаивающе и умиротворяюще действует на психически неуравновешенных и душевно больных.

В плане психологии

  • Оказывает стимулирующее действие на эмоции, повышает настроение;
  • избавляет от навязчивых мыслей;
  • заставляет забыть плохое, настраивает на позитивный лад;
  • пригодится для успокоения нервов на ночь после тяжёлого трудового дня;
  • улучшает когнитивные способности: мышление, память;
  • способствует росту уровня социализации;
  • повышает работоспособность, действует как мотиватор, избавляя от апатии и усталости.

Музыкотерапия активно применяется в детских садах и школах как метод психологической коррекции личностных акцентуаций детей, являясь частью педагогического процесса.

Одно время была распространена информация о том, что лечебными свойствами обладает исключительно классика. Однако сейчас специалисты всё чаще говорят о том, что исцеляющая музыка — та, что нравится человеку, отвечает его эстетическим запросам. Это доказывают проводившиеся эксперименты: заядлым металлистам и рокерам включали сначала Симфонию № 5 Бетховена, а спустя какое-то время — произведения тех направлений, которым они преданны. В первом случае положительное воздействие наблюдалось, но незначительное по сравнению с тем, что было диагностировано во втором случае.

Причём если включить Iron Maiden (тяжёлый металл) обычному человеку, у него может подняться давление и начаться тахикардия, а иногда и приступ астмы. Для тех же, кто увлекается творчеством данной группы, это своеобразная релаксация, когда нормализуется и физическое, и психическое состояние.

Как правильно лечиться музыкой?

Метод музыкотерапии основан на способности нервной системы человека реагировать на музыкальный ритм. Он может гармонизировать физиологические процессы в организме. Наиболее сильно и комплексно на человека воздействует орган – клавишный духовой инструмент с мощным звучанием. Считается, что он гармонизирует психоэмоциональное состояние, осветляет ум, освобождая его от страхов, беспокойств и навязчивых мыслей.

Согласно выводам исследователей, некоторые инструменты, в отличие от органа, способны точечно влиять на конкретные органы человеческого тела и стабилизировать их работу:

  • фортепиано корректирует работу почек, мочевого пузыря, щитовидной железы;
  • флейта очищает легкие и бронхи, благотворно действует на кровоток;
  • виолончель, арфа, гитара гармонизируют деятельность сердца;
  • аккордеон, гармонь, баян активизируют органы пищеварения;
  • цимбалы уравновешивают деятельность печени;
  • труба, тромбон устраняют бронхолегочные заболевания;
  • саксофон лечит болезни мочевой системы;
  • скрипка успокаивает психику;
  • колокольчики устраняют тоску, депрессию.

Кроме музыкальных инструментов, релаксирующее воздействие на организм оказывают звуки природы: плеск волн, пение птиц, шум дождя. Специалисты рекомендуют жителям больших городов время от времени слушать подобные композиции, а также включать их беспокойным малышам.

За годы исследований была установлена взаимосвязь между болезнями и произведениями композиторов, способствующими излечению:

  • для снятия головной боли – Хачатурян, Лист, Моцарт;
  • для стабилизации сердечного ритма – арии Верди;
  • для преодоления неврозов, раздражительности – Чайковский «Времена года»;
  • от депрессии – Моцарт «Симфония № 41(ре-минор)», Бетховен «Симфония № 5», «Симфония № 9»;
  • для спокойного сна – Шуберт «Серенада», «Аве Мария», Бетховен «Лунная Соната», Чайковский «Баркарола»;
  • для лечения кишечника, печени, при воспалении аппендикса – Мендельсон «Свадебный марш»;
  • при ревматизме − Бах «Токката».

Главным композитором для детского развития считается Моцарт, произведения которого, согласно исследованиям, активизируют практически все участки коры головного мозга. Звуки высокой частоты, чередующиеся в ритме тихо-громко, который наиболее присущ характеру движения биотоков в человеческом мозге, стимулируют процессы мышления и укрепляют память.

В отличие от большинства оздоровляющих методик, музыкотерапия одобряет и приветствует самолечение. Однако стоить помнить, что успешное исцеление в домашних условиях требует соблюдения некоторых условий:

  • следует выбирать только классические произведения. Установлено, что воздействие поп-музыки и рока, особенно тяжелого, на организм носит скорее негативный характер. Сегодня существуют сборники произведений классиков, подобранные для лечения различных болезней. Можно воспользоваться ими либо составить программу самостоятельно, ориентируясь на информацию, предложенную в статье, и свои предпочтения;
  • спокойное состояние психики. Во время сеанса человек должен чувствовать себя комфортно, расслабленно. Лучше присесть в мягкое кресло, прикрыть глаза. Чтобы не отвлекаться на разговоры, желательно уединение. Лечение рекомендуется проводить без наушников, хотя допускаются микронаушники, оказывающие воздействие на точки акупунктуры.
  • продолжительность сеанса – 30-40 минут. Для нормализации состояния обычно требуется курс лечения, состоящий из 15-20 сеансов.

Наконец, главное условие успешного результата – чувство удовольствия при прослушивании. При лечении важно, чтобы музыка нравилась и вызывала приятные ассоциации. Если сеансы сопровождаются отторжением, лучше воспользоваться другими методами арт-терапии: рисованием, лепкой из глины, танцами, общением с природой и т. д.

Что такое «эффект Моцарта»?

Классическая музыка, написанная несколько столетий назад, не теряет своих исцеляющих свойств. Как известно, посещение концертов «живой» классической музыки – это не только признак хорошего вкуса и воспитания, но и мощная энергетическая подпитка. Подобную музыку создавали не простые люди, а великие Мастера, часто Посвящённые.

Благодаря научным изысканиям 90-х годов 20 века доказано: музыка Моцарта повышает интеллект и повышает активность мозга. Феномен назвали «эффектом Моцарта». Непостижимым образом прослушивание произведений великого композитора оказывает мощное влияние на функционирование всей коры головного мозга, что подтверждено лабораторными исследованиями с применением магнитного резонатора. Был сделан вывод, согласно которому целительный эффект достигается за счёт особой частоты смены ритма и звука (всё те же волновые характеристики).

Мозг и центральная нервная система работают на частотах со сменой ритма раз в 20-30 секунд. После того, как исследователи изучили частотные характеристики музыкальных сочинений 60 разных авторов, выяснилось, что Моцарту, как никому другому, удалось «уловить» соответствующие колебания и отразить частоты в своих произведениях. Целебное влияние усиливается высокочастотными звуками, которыми наполнены сочинения Моцарта.

Применение на практике

Для детей

Музыкотерапия активно используется в коррекционной работе с детьми всех возрастов. Мелодии и ритмы оказывают на организм ребёнка мощное влияние, способствуют развитию органов и формированию адекватного восприятия окружающего мира, расширяют потенциальные личностные возможности.

Перинатология

Арт-терапия для детей

Будущая мама может использовать музыкотерапию для развития своего ещё не рождённого ребёнка, прослушивая во время его вынашивания определённые мелодии. Это не только успокаивающе действует на плод, но и синхронизирует биение двух сердец. Существенно снижается риск нежелательных последствий беременности или родов. Среди показаний — кислородное голодание.

Для дошкольников

Воспитатели активно применяют музыкотерапию в детском саду, чтобы дети в результате занятий:

  • быстрее научились говорить;
  • правильно произносили звуки;
  • владели интонационной передачей смыслов;
  • адаптировались в окружающем мире;
  • улучшили свою память, логическое и пространственное мышление, интеллектуальные способности;
  • ярче проявляли творческие способности;
  • развили эстетический вкус.

Используемые методы и упражнения для детей дошкольного возраста:

  • слияние с ритмом;
  • танцевально-двигательная терапия;
  • психосоматическая релаксация;
  • вокал;
  • игра на различных инструментах;
  • музыкальное рисование;
  • театр пантомимы и драмтеатр;
  • музыкальная сказкотерапия;
  • куклотерапия;
  • дыхательные гимнастики.

Активное использование музыкотерапии в детском саду помогает снять нервно-психическое напряжение, способствует социальной адаптации ребёнка и формированию целостной и гармоничной личности.

Для школьников

Музыкотерапию можно использовать в школе для снятия психологического напряжения и коррекции девиантного поведения у подростков. Для этого нужно отводить специальные уроки в расписании — программы уже разработаны и сейчас внедряются как пилотные проекты в некоторые учебные заведения. Дети снимают стресс на таких занятиях, успокаиваются, настраиваются на рабочий лад. Активизируется мозговая деятельность — улучшается успеваемость.

В ряде школ на переменах по радиоузлу на всё здание включают специально подобранные музыкальные произведения, положительно влияющие на детскую психику.

Обычные школьные психологи тоже могут использовать различные методики музыкотерапии на своих занятиях.

Что касается родителей, то они могут помочь своему ребёнку-школьнику: приобщать его к музыкальной культуре, обсуждать то, что ему нравится, включать перед сном расслабляющие мелодии, вместе ходить на концерты.

В музыкальных школах сеть специальные занятия для развития самостоятельности музыкальной деятельности ребёнка, чтобы он играл на инструменте (пел) не из-под палки, а по собственной инициативе.

При различных диагнозах

Музыкотерапия используется в детской психиатрии:

  • для снятия тревожностей и страхов;
  • как седативное и снотворное средство;
  • как природный метод коррекции личностных и эмоциональных расстройств;
  • для коррекции неврологических нарушений, так как правильно подобранные мелодии повышают активность нервных путей.

Многие психотерапевты рекомендуют данное направление родителям для детей с аутизмом. Оно позволяет добиться больших успехов в лечении. На сеансах создаются условия для эмоционального диалога, когда остальные способы уже исчерпали себя.

Полезной оказывается музыкотерапия для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ). Она способствует их социальной адаптации, заставляет поверить в себя, успокаивающе действует на нервную систему, активизирует работу мозговых структур, развивает воображение. Им предлагаются простейшие упражнения:

  • «Океан»: дети представляют себя океаном под соответствующую музыку и выполняют движения, имитирующие волны;
  • направленные фантазии Оклендера;
  • «Пещера»;
  • «Я весь состою из звуков…»;
  • «Составь портрет из ритмов».

Подобные занятия должен проводить профессиональный музыкотерапевт.

Для взрослых

При наличии фобий, панических атак, затяжных депрессий к музыкотерапии следует обращаться лишь через специалиста. Самостоятельно же можно использовать её, например, для релакса после тяжёлого трудового дня. Этому поспособствуют скрипка и саксофон, а также фортепиано под звуки дождя.

Если есть проблемы с засыпанием, для хорошего сна специалисты рекомендуют слушать произведения Сибелиуса, Грига и Чайковского. Но даже они не могут сравниться с самыми обычными… колыбельными, которые спасают от бессонницы не только непослушных детей, но и взрослых.

Для пожилых людей

Музыкотерапия способна помочь и пожилым людям в реабилитации после сердечных приступов и для восстановления памяти при её возрастных нарушениях. В частности, используется музыкально-интонационная терапия (МИТ), способная изменять участки головного мозга, поражённые в результате инсульта. Во многих домах престарелых данная методика применяется для:

  • улучшения психофизического состояния пожилых пациентов;
  • лечения депрессий;
  • снятия напряжения;
  • предотвращения самоизоляции;
  • восстановления сил;
  • формирования активной жизненной позиции.

Музыкотерапия из всех направлений арт-терапии одно из самых древних и наиболее изученных. Если учесть, что исследования о воздействии мелодий на человека продолжаются, возможно, нас ждёт ещё немало открытий. А это значит, что появятся новые методики и техники, позволяющие справиться и с жизненными трудностями, и с тяжёлыми заболеваниями.

Экспертное мнение

Один из ведущих музыкальных терапевтов современности Валентин Петрушин изучает и практикует методы лечения музыкой в течение многих лет. Маэстро уверен, что, к примеру, хоровое пение оказывает мощное влияние на самочувствие и физические показатели всех участников – со-настраивает дыхательные и сердечные ритмы.

При бессоннице профессор Петрушин рекомендует петь перед сном мантру «ОМ». От депрессии музыкальный терапевт «прописывает» специальные короткие песенки, способствующие раскрытию диафрагмального дыхания. Разработанные Валентином Петрушиным музыкальные аффирмации работают эффективнее простых текстовых формулировок для проговаривания, поскольку сочетаются с музыкальным ритмом.

Ученики и слушатели вебинаров В. Петрушина отзываются о мастере с большим теплом. Ученица профессора Маргарита Щеткова принимала активное участие в вебинаре вместе с детьми и подтверждает действенность всех предложенных упражнений и техник – в ходе занятия семья опробовала на себе все тонкости и получила результат в форме ощущения покоя и умиротворённости. Слушательница Александра Четверикова отметила, что после занятия исходная тревожность сменилась бодрым и энергичным состоянием.

Оцените статью
Все о народной медицине